В частности, поправка предусматривает возможность лишения владения в недобросовестных местах, когда владелец использует объект в целях, отличных от тех, для которых он систематически предназначен, и нарушает права соседей.
По мнению экспертов «АГ», закон не предполагает реформ и не только уже применим к российским нормам регулирования недвижимости и прав, но и установлен не законом, а судебной практикой и кодифицирован судебной системой. Практика. Другой считает, что изменения в Гражданский кодекс РФ должны положительно повлиять на практику рассмотрения разногласий по поводу недвижимого имущества, введя универсальность основного принципа общей собственности и уточнив некоторые правовые дефиниции.
8 декабря на территории штата был принят закон (законопроект № 47538-6/12) о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ о недвижимом имуществе. Этот законопроект является частью большого пакета поправок в Гражданский кодекс, внесенных в 2012 году, различные части которого утверждались в течение последних девяти лет. Последний на данный момент блок был подписан президентом в конце 2020 года и вносит изменения в части 2 и 4 Гражданского кодекса.
Поправки, утвержденные 8 декабря, дополняют часть 1 Закона Российской Федерации, содержащую главу 6 «Собственность» Закона Российской Федерации. В ней содержатся определения земли, здания, сооружения и помещения как недвижимого имущества. Таким образом, предусматривается выделение помещений в качестве отдельной части здания или сооружения, пригодного для постоянного проживания граждан (жилые помещения), либо в качестве здания или сооружения, пригодного для проживания граждан (нежилые помещения), а также для иных целей в зависимости от ситуации. Для использования в смежных целях. Обратите внимание, что законодательством могут быть установлены запреты или ограничения на создание определенных видов имущества или условия, при которых такое имущество разрешено.
Круг субъектов, которые могут регистрировать линейные сооружения без собственника, был расширен за счет включения в него лиц, которые по закону обязаны эксплуатировать такие помещения, без указания последних. В настоящее время к таким лицам относятся органы местного самоуправления и организации Роструда в отдельных субъектах Российской Федерации.
Часть 1 Гражданского кодекса также включает в себя главу 17.1 «Право собственности и другие права владения зданиями, сооружениями, подъемами, помещениями и парковочными местами». Здесь регулируется процесс возникновения прав, связанных с созданием недвижимости — некоторые особенности этих прав — алгоритм использования одного здания или возведения другого участка.
Нововведение предоставляет возможность прекратить право собственности на злонамеренное пространство, если владелец использует такие объекты не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей или злонамеренно распоряжается пространством. Первоначально такого собственника предупреждают о необходимости устранить соответствующие нарушения и могут потребовать их устранения, если они ведут к разрушению помещения. Если нарушения не устранены и необходимый ремонт не произведен, суд может принять решение о продаже помещения с публичных торгов и выплате собственнику средств от продажи в уполномоченном государственном органе или муниципальном образовании. Исполнение судебных решений.
Александр Ратиев, партнер Интеллектуального бюро, в комментарии AG отметил, что одобренные поправки не являются реформами, а лишь кодифицируют уже действующие нормы в сфере регулирования недвижимости и имущественных отношений, за небольшим, но важным исключением. . Данный документ существенно отличается от новаторских предложений, содержащихся в первоначальном плане реформирования законодательства о недвижимости. Об этом, видимо, следует забыть с принятием данного закона» По его мнению, после принятия поправок трудно ожидать каких-либо существенных изменений в практике, разве что вместо ссылки на решение Федерального суда РФ в судебном решении будет дана ссылка на новые нормы гражданского права. .
По мнению Александра Ратиева, принятый закон можно разделить на три логические части. Однако они не были гарантированы Кодексом. Эти нормы появились в основном в результате деятельности ВАС РФ и — отчасти — Верховного суда РФ. Пожалуй, наибольшее влияние здесь оказало общее постановление Верховного суда РФ. 64 от 23 июля 2009 года, которое впервые приравняло пользование общим имуществом в домах-нерезидентах к отношениям по использованию этого имущества в квартире многими собственниками.
Он добавил, что третья логическая часть закона находится в тексте между первой и второй и представляет собой действительно новую норму. Речь идет об изменении статьи 225 Гражданского кодекса о праве собственности без собственника. И изменения предлагаются для того, чтобы создать только этот вид собственности, то есть линейные объекты. В настоящее время в отношении них предусматривается, что первоначально за признанием права собственности на такое имущество можно будет обратиться в срок от одного до трех месяцев со дня принятия такого имущества на учет». (сноска 4). Во-вторых, в отличие от существующего порядка, предлагается предоставить право требования права собственности на эти объекты не только органам местного самоуправления, но и, как абстрактно указано в тексте, «лицам, обязанным по закону предоставлять преимущества нуждающимся… . этих линейных сооружений». Кроме того, закон должен вступить в силу сразу после его опубликования. Это может создать перекрестное впечатление, что вся схема разработана для того, чтобы протащить это изменение. Это явное нарушение основных положений Гражданского кодекса о принципиально равноценной гражданской правоспособности субъектов», — убеждены эксперты.
По его мнению, если дело поправимо, то оставшиеся планы являются разоблачительными, потому что в них так много неясностей. Например, в отличие от слов его главного куратора, государственного болвана Павла Крашенинникова, в планах нет никаких норм по сокращению дренажа, асфальта и прочего имущества. Очевидно, что суды должны проводить такие сокращения, как и раньше, ссылаясь на предыдущие решения Высшего суда, а не на закон. План также в значительной степени умалчивает о таких объектах недвижимости, как продолжающееся строительство, запрещая лишь формирование парковочных мест и территорий, но не решая таких вопросов, как, например, превращение ОНС в здание или сооружение после завершения строительства. А также последствия такого завершения для прав или весов, ранее установленных в отношении ОНС», — резюмировал Александр Ратиев.
Анатолий Юшин, управляющий партнер адвокатского бюро «Юшин и партнеры», считает, что главным новшеством поправок в Гражданский кодекс является максимально точное и универсальное регулирование отдельных вопросов правового положения недвижимости. Отдельные виды имущества. Так, в новой редакции Кодекса появились четкие определения недвижимости, в том числе касающиеся способов создания и конкретных видов. Эти новые положения не позволяют регистрировать недвижимость как недвижимое имущество, как это часто происходило в прошлом».
Еще одним серьезным нововведением, по мнению экспертов, является распространение системы общего владения, предусмотренной Жилищным кодексом для многоквартирных домов, на все типы зданий и помещений. Как известно, до недавнего времени суды применяли по аналогии положения Закона РФ о спорах, касающихся общего имущества в домах-нерезидентах. С принятием законопроекта эта ситуация изменится, и положения об общей долевой собственности собственников общего имущества в домах станут универсальными», — пояснил он.
Эксперты также отмечают, что такой вид недвижимости, как парковочные места, был введен в Гражданский кодекс, который также предусматривает правовой статус и регулирование данного вида недвижимости. на правоохранительные органы в отношении этих объектов. Анатолий Юшин отметил: «В целом поправки в Гражданский кодекс должны положительно повлиять на практику рассмотрения различий между объектами недвижимости, ввести универсальность базового принципа общей собственности и уточнить некоторые правовые определения».
Прошлое и будущее ГК: юристы обсудили модернизацию
Центр частноправовых исследований организовал научно-практическую конференцию, посвященную годовщине выхода Гражданского кодекса. Соавторы документа рассказали о том, как они его разрабатывали и с какой критикой столкнулись в ходе этого процесса. Другие докладчики обсудили, как можно модернизировать гражданское законодательство в ближайшем будущем. В частности, речь шла о реформировании прав.
Мероприятие стало первым напоминанием об истории Гражданского кодекса, который был принят 25 лет назад. Александр Маковский, заместитель председателя президентской комиссии по кодированию и совершенствованию городского законодательства, рассказал, что Гражданский кодекс начали составлять без инструкции, «не было заказчиков этой идеи». По его словам, документ был написан весной 1992 года «безработными политиками». Команда авторов состояла в основном из людей, работавших в советском Комитете конституционного надзора. Однако Маковский отметил, что тремя юристами, от которых «не осталось и следа» в первых двух частях Гражданского кодекса, были Вениамин Яковлев, Сергей Алексеев и Юрий Калмыков.
Большую помощь российским юристам в этой работе оказали известные немецкие и голландские юристы. Председательствующий заявил, что Россия должна быть им благодарна. Он пояснил, что в Гражданском кодексе очень мало заимствований из иностранного законодательства и все нормы написаны отечественными авторами.
Сам Центр частноправовых исследований существует вне подчинения государственным институтам. Даже администрация президента не вмешивалась в нашу работу на протяжении 20 лет. От нас не требовалось ни отчетов, ни планов. За эти годы мы создали модель гражданского права и начали модернизировать гражданское право. Благодаря тому, что в нашу работу никто не вмешивался.
Александр Маковский, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию городского законодательства
Участники конференции также обсудили трудности, с которыми приходится сталкиваться при разработке и модернизации Гражданского кодекса. Евгений Суханов, еще один заместитель Совета при Президенте РФ по кодированию и совершенствованию Гражданского кодекса, рассказал, что ему и его коллегам пришлось активно бороться с Министерством финансов за такой вид юридических лиц, как общества с ограниченной ответственностью. По его словам, министерство всегда с большим терпением пыталось отменить ООО. Когда было предложено упразднить ЗАО, министерство, помимо ПАОС и непубличных корпораций, согласилось. Это линия на отмирание ОВС, но 3/4 всех наших юридических лиц существуют именно в такой форме, подчеркнул Суханов. В своем выступлении докладчик объяснил саму суть юридического лица. Это способ ограничения или исключения ответственности. И это не только в материковом праве». По его словам, сами бизнесмены точно так же признают этот правовой институт.
Что изменилось в Гражданском кодексе?
Не обошлось и без поздравлений. Адвокат председателя Конституционного суда Михаил Кротов зачитал обращение Владимира Путина. В нем главы государств отметили, что Гражданский кодекс — это документ высшей категории, отвечающий требованиям развитого правового государства.
Говорили они и о настоящем. Павел Крашенинников отметил, что в этом году в Гражданский кодекс было внесено мало изменений. И это преимущество, потому что мы не производственное предприятие». Он также напомнил о важной поправке, которая вступит в силу в следующем году. Географические указания станут объектом нового авторского права. На наш взгляд, это важное нововведение. Это нововведение позволит законодательно защитить такие национальные бренды, как «Оренбургский пух», «Волдалас», «Хокрома», «Дулевский фарфор». Согласно законопроекту, географическое указание — это наименование, позволяющее отнести продукт к определенной территории.
Людмила Новоселова, председатель Суда, обращает внимание на другие планы, появившиеся в недавнем своевременном законодательстве. Речь идет об инициативах, направленных на разрешение использования изобретений без разрешения их правообладателей. Этой осенью правительство предложило принять поправку к Гражданскому кодексу, которая позволит распространять лекарства без согласия патентообладателя. Федеральная антимонопольная служба подготовила документ в рамках реализации Национального плана развития конкуренции на 2018 — 2020 годы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что это может произойти только в случае крайней необходимости, «связанной с защитой обороны и безопасности, в том числе с защитой жизни и здоровья граждан».
Предполагается, что законные владельцы будут уведомлены в кратчайшие сроки и получат соответствующую компенсацию. Методику определения размера компенсации и порядок ее выплаты определяет Совет министров. По мнению авторов законопроекта, изменения позволят незамедлительно компенсировать отсутствие или нехватку в стране иностранных патентованных лекарств и медицинских изделий. При этом подчеркивается, что принудительное воздействие государства на обладателей неправомерных прав будет обеспечиваться международными актами. По мнению Новоселовой, само существование этих законопроектов свидетельствует о серьезном давлении на существующую систему защиты ИС. Учитывая эту реальность, нам нужно думать о том, как планомерно и очень аккуратно сокращать патенты».
Права на права
Реформа прав собственности также вызвала много споров. Василий Витрянский, член Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию Гражданского кодекса и руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства о собственности, пояснил, что по новым правилам имущественные права будут охватываться закрытым перечнем. Это вопрос». По его словам, нововведение дает такое основание для выделения имущественных прав как истинно приобретенных. Если человек приобрел его недобросовестно, он не может претендовать на него».
Он добавил, что владелец также может потребовать собственность у тех, кто владеет ею уже долгое время. Иными словами, ограничений на приобретение в том виде, в котором они существуют сейчас, нет. Кроме того, основным видом недвижимости является участок, частью которого обычно являются построенные на нем здания (очень актуальный принцип единого объекта, характерный для большинства базовых иностранных юрисдикций). Строения (здания, сооружения и объекты незавершенного строительства) могут быть признаны самостоятельными только в исключительных случаях. К ним относится, во-первых, возведение постройки арендатором на участке, застроенном собственником.
На конференции также выступили гости из соседних стран. Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательных и правовых исследований Беларуси, положительно оценил недавние поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся цифровых прав. По его мнению, развитие цифровой экономики — это не просто «красивое слово». Он сообщил, что они подписали соглашение с PPIC о совместном изучении подобных вопросов. Наши государственные органы также заинтересованы в заимствовании подобных разъяснений, резюмировал эксперт.