31 октября 2019 года в Светлогорске Калининградской области состоялся Государственный совет Российской Федерации, на котором обсуждались вопросы здравоохранения в стране. Неожиданно для многих, особенно для руководителей медицинских учреждений, президент Путин лишь жестко раскритиковал реформы здравоохранения. Удивительно только одно — президент Путин одобрил реформы здравоохранения в России в 2010 году, а спустя девять лет вдруг «осознал», что реформы провалились.
Реформы здравоохранения начались в 2010 году, когда был принят закон об обязательном медицинском страховании. По замыслу российского правительства, реформа была направлена на «оптимизацию расходов» за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования современных медицинских учреждений. (* Подобные меры начали предприниматься в 2003-2005 годах, как бы готовясь к подобным реформам).
В результате «оптимизации» за период 2000-2015 годов количество российских больниц сократилось вдвое, подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в 2017 году на основе данных РОССТАТа. 5. 4 тысячи. За тот же период количество поликлиник сократилось с 12,7 % до 18,6 тыс. учреждений. Впоследствии эксперты заявили, что если темпы закрытия этих больниц (около 353 в год) сохранятся, то к 2021-2022 годам количество медучреждений в стране сократится на 3 000, то есть на уровне Российской империи 1913 года.
По мнению Центра экономических и политических реформ, если российское правительство кардинально не изменит медицинскую модель и не откажется от продолжающейся «оптимизации», есть все шансы «похоронить» видимое будущее российской медицины и лишиться «земли». ‘Возможности постоянно приближаться к стандартам качества развитых стран’.
И это для вас! Как говорят в Одессе. Президент Российской Федерации, внезапно проснувшийся после девяти лет медицинского возрождения и сна, чтобы взрастить медицинских работников для своей провальной «реформы здравоохранения»! К счастью, он проснулся! Спасибо.
И все эти девять лет без забот, без народных денег революционная «оптимизация» здравоохранения, реформы, которые проводились, вдруг пробудились от сна «покаяния» — вернее, просто согласия с президентом.
Вице-премьер Антон Силуанов, он же министр финансов, все эти годы финансировавший «оптимизацию» здравоохранения, вдруг выпучился и сказал: «Эта проблема не решалась годами. Это плохо, если не сказать ужасно». Много об этом! А почему вы молчали последние несколько лет, Антон? А вы не считаете, что «молчание вашего барашка» — это преступление против русского народа?
А потом министр здравоохранения Вероника Скаборецова вдруг получила «диплом» и сказала «честно». Боже мой, почему, Вероника, вы до сих пор молчали? Неужели вам не стыдно?
Вице-премьер Татьяна Голикова (отвечает за социальный блок правительства) неожиданно признала: «Оптимизация системы здравоохранения во многих регионах провалилась», — заявила Татьяна Голикова в интервью «Москва. Кремль. Путинский» телеканал „Россия 1“. Здравствуйте, Татьяна! Где вы уже побывали?
На что же мы потратили 17-19 триллионов рублей, выделенных на здравоохранение в период с 2010 по 2019 год? Кто отвечает за эти расходы и эффективность их использования? Могу быстро ответить: Д. А. Медведев! Как всегда, он ни за что не отвечает! А отвечает ли за это министр В. Скворцова? Нет, конечно, нет! А вице-президент правительства Т. Голикова за это отвечает? Нет, конечно же, нет! А заместитель Антона Силуанова за это отвечает? Он что, рыжий? У него желчь в голове! Тогда кто виноват в провале реформы здравоохранения? Ответят простые россияне. Именно они давно ощутили на себе весь «шик» российского здравоохранения.
Или за все должен отвечать президент? Он отвечает за все, что происходит в России, но делает вид, что ни за что не отвечает.
Политика в отношении систем здравоохранения: реформирование их финансирования
Направления реформирования здравоохранения в области финансирования
Система здравоохранения — это совокупность общественных и государственных социально-экономических мероприятий, направленных на организацию медицинской помощи, предупреждение развития заболеваний, улучшение здоровья и качества жизни населения.
Состояние здоровья населения является очень точным показателем общего социально-экономического развития страны. В связи с этим различные направления системы здравоохранения регулярно реформируются в соответствии с меняющимися условиями и обстоятельствами в стране и потребностями населения.
Одним из важнейших направлений реформирования системы здравоохранения является рационализация и совершенствование механизмов и источников ее финансирования.
Начиная с 2006 года в Российской Федерации постепенно реформируется система финансирования здравоохранения с целью повышения качества медицинских услуг. Основной целью реформы здравоохранения является постепенный перевод средств из учреждений здравоохранения преимущественно в единый источник — систему обязательного медицинского страхования (ОМС).
Суть этой передачи заключается во внедрении принципа «деньги следуют за пациентом», который, как ожидается, создаст дополнительные стимулы для медицинских организаций к повышению качества медицинской помощи и обеспечению структурной эффективности здравоохранения.
Например, согласно этой идее, оказание различных видов стационарной медицинской помощи финансируется не только в соответствии со стандартами этих видов помощи, но и в зависимости от качества предоставляемых услуг. Иными словами, зарплата медицинского персонала зависит от конечного результата его работы.
Финансовой основой медицинского страхования являются ДМС и Государственный фонд здравоохранения.
Фонд ОМС является самостоятельным государственным и некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Федеральный фонд определяет условия деятельности территорий ММП для финансирования программ, включенных в АФС, финансирования целевых программ в рамках АФА и осуществляет управление рациональным использованием финансовых ресурсов в сфере рекламы.
MHI Федеральный источник финансирования:
Основные направления реформы здравоохранения в области финансирования:
Результаты реформирования здравоохранения
Основные последствия реформы здравоохранения в направлении основного одиночного финансирования через систему ДМС:
В целом качество медицинской помощи улучшилось с введением единого документированного медико-экономического стандарта оказания различных видов медицинской помощи. Их оплата зависит от конечного результата. Однако следует отметить, что финансовое обеспечение медицинской помощи в соответствии с установленными стандартами несколько увеличивает стоимость ее оказания.